Архив номеров


Конференция

Конференция MONUMENTALITA & MODERNITA

Партнеры




Дорога к храму (Геннадий Соколов) PDF Печать E-mail
Избранные статьи - Капитель 2(24) 2013

 


Совершенно особой и ответственнейшей задачей для любого архитектора является проектирование храмов. И подход к решению этой задачи должен быть соответствующим. Здесь неуместно самовыражение архитектора в обычном понимании этого слова. Процесс этот идентичен созданию произведений иконописного искусства, где автор стоит как бы за произведением, подчеркивая, что он лишь скромный выразитель Божественной воли. Так, перед «Троицей» прп. Андрея Рублева ясно видишь, что в ней нет ни политики, ни эгоизма художника. Такие же ощущения и от лучших произведений древнерусской архитектуры, парящих над обыденностью, как белые лебеди над озером. Не в том ли секрет, что лучшие произведения создавались не под влиянием моды или от желания увековечить себя, а выражали сам дух православной веры? А когда эта традиция утрачивалась или подвергалась нападкам, страдали и объекты храмового зодчества.

Сегодня однозначно можно говорить о возрождении канонов церковной архитектуры только на фундаменте духовной традиции, изучения основ православия, возвращения к тысячелетнему опыту предыдущих поколений. Наши предки не столько изобретали новые архитектурные формы, сколько переосмысливали на основе собственного духовного опыта традиции византийского и даже античного зодчества применительно к местным условиям и климату.

Мы уже проводили некоторый анализ современных произведений в области церковной архитектуры, создавать которую стало возможно всего лишь в последние 20 лет, после почти векового периода поругания и разрушения (нигилизм и безбожие, установившиеся в нашей стране после революции, активно развивались уже со второй половины XIX века). Несомненно, самыми лучшими признаются произведения, выдержанные в классических формах, свойственных различным периодам истории нашей страны. А вот удачных проектов церковных зданий в авангардной стилистике, на мой взгляд, просто нет. Пожалуй, и быть не может, так как они явно вошли бы в диссонанс с самой духовной традицией православия.

В своей работе, связанной с проектированием храмов, наша творческая группа старается двигаться в русле этой традиции. За последнее время нам довелось поработать над двумя значительными храмовыми ансамблями: для Выборга и Лодейного Поля.



Высшей оценкой для нашего коллектива можно считать благословение проекта комплекса церковных зданий на Приморской улице Выборга патриархом Московским и всея Руси Кириллом, которому хорошо знакомо место строительства, так как в своё время он сам возглавлял Выборгскую кафедру в сане архиепископа. Эскизный проект был утвержден без замечаний, и заказчик – Выборгская епархия – сразу же приступил к строительству малого храма во имя священномученика Игнатия Богоносца. На данный момент практически завершена кирпичная кладка, подрядчик приступает к возведению строительных конструкций. Весной намечено приступить к возведению основного двухэтажного храма во имя Успения Пресвятой Богородицы.






Стилистика этой церкви выдержана в традициях византийской и русской архитектуры, удивительным образом соединённых еще на рубеже XIX и XX веков в работах лучших архитекторов той эпохи – эпохи эклектики и неорусского стиля. На участке предполагается разместить административный корпус для просветительской и благотворительной деятельности Выборгской епархии.




Недавно по благословению епископа Лодейнопольского и Тихвинского завершена работа над эскизным проектом кафедрального собора для города Лодейное Поле Ленинградской области.

Трагические 30-е годы прошлого века не оставили ни одного храма в этом тихом провинциальном городе – разрушено было всё, а в окрестных землях упокоились десятки тысяч замученных узников «Свирьстроя». Служба сейчас ведётся в небольшой деревянной церкви, построенной не так давно по проекту архитектора А. Родонина.




Новый храмовый комплекс предусматривает помимо основного кафедрального собора также и административно-хозяйственный корпус с церковью и приёмной епископа. Место строительства выбрано действительно замечательное – на изгибе крутого берега реки Свирь, являющейся путём паломников и туристов в святые места Присвирья и Онежского озера. Храм, сияющий позолоченными куполами, должен быть виден на многие километры, осеняя простор колокольным звоном.


 
Copyright © Капитель, 2009